Возможности неисправности системы охлаждения двигателя и их последствия.
Система охлаждения предназначена для поддержания оптимального температурного режима работы силовой установки автомобиля. Компоненты системы:
- радиатор и расширительный бачок;
- патрубки с хомутами и прокладками;
- водяная помпа;
- термостат;
- вентилятор охлаждения (электрический или с вискомуфтой);
- датчики температуры.
Типовые неисправности
Проблем, которые могут возникать при работе системы охлаждения автомобиля, немало. Среди них:
- Нарушение герметичности радиатора или расширительного бака. Приводит к потере охлаждающей жидкости. Если вовремя не принять меры, происходит перегрев двигателя, приводящий как минимум к нарушению температурного режима. При значительном снижении уровня антифриза это грозит термическим расширением металлических частей мотора. Последствия катастрофические - деформация ГБЦ с потерей герметичности прокладок. В результате антифриз попадает в систему смазки, превращая ее в эмульсию. Наихудший сценарий - заклинивание поршневой группы и капитальный ремонт двигателя.
- Трещины и порывы в патрубках. Такие неисправности приводят к таким же последствиям.
- Разрушение прокладок. Самая ответственная прокладка - головки блока цилиндров. Ее пробой приводит к попаданию охлаждающей жидкости в картер. Масло превращается в эмульсию и теряет рабочие свойства.
- Поломка водяной помпы. Прекращается циркуляция антифриза. Жидкость в рубашках охлаждения двигателя закипает, происходит перегрев мотора и пробой прокладок. Если при этом водяная помпа заклинит - возможен обрыв ручейкового приводного ремня. Как следствие - остановка всего навесного оборудования, включая генератор.
- Термостат. Последствия зависят от вида поломки. Если клапан постоянно закрыт - жидкость циркулирует по малому контуру, и наступает перегрев мотора. Если термостат постоянно в открытом положении - двигатель будет долго прогреваться и выходить на штатный температурный режим.
- Выход из строя привода вентилятора охлаждения, равносилен поломке термостата. Если он всегда включен, двигатель долго прогревается. Если напротив, вентилятор не работает - происходит перегрев мотора.
- Поломка датчиков температуры приводит к неправильной работе системы впрыска топлива. ЭБУ получает неверную информацию, и формирование топливной смеси не соответствует температурному режиму.