Катализатор: его функций и возможности обмана системы.
Выхлопные газы бензинового двигателя содержат массу токсичных и опасных веществ. Самыми вредными для человека считаются:
- СО - смертельно опасный угарный газ. Именно он является причиной отравлений при работающем двигателе в гараже.
- NOx – группа оксидов азота. Во влажном воздухе эти элементы образуют туман из азотной кислоты. При вдыхании высокой концентрации, происходит разрушение структуры легких человека.
- CH – целая группа токсичных химических соединений.
Для борьбы с этими элементами (их нейтрализации) придуман каталитический конвертер (на автолюбительском сленге – катализатор). Этот элемент представляет собой металлический отрезок трубы, заполненный мелкоячеистыми сотами с хорошей проходимостью для газов. Соты изготовлены, как правило, из керамики, но бывают и металлические конструкции. Для конвертации вредных соединений в нейтральные, служат катализаторы. Это химические вещества, ускоряющие реакцию других элементов, но сами в нее не вступающие.
Как работают катализаторы?
Платина вместе с палладием отвечают за углеводороды. Соединения CH превращаются в обычную воду, которая капает из выхлопной трубы. Смертельно опасный угарный газ СО, превращается в относительно безобидную углекислоту СО2. Родий восстанавливает группу NOx до обычного азота, которого и так достаточно в атмосфере.
Для увеличения площади контакта с отработанными газами специальные вещества-катализаторы наносятся на стенки сотового наполнителя. Они становятся активными при температуре 300-400С°. Поэтому каталитический конвертер устанавливается как можно ближе к выпускному коллектору (и, если вы любитель ездить на небольшие расстояния на непрогретом авто, будьте готовы к тому, что рассматриваемый элемент может довольно быстро «умереть»).
Эффективность катализатора постоянно контролируется лямбда-зондами. При нарушении параметров, двигатель переводится в аварийный режим, вплоть до невозможности запуска.
Как обмануть блок управления двигателем?
Существует масса способов обойти электронику и сэкономить на покупке нового катализатора. Самые популярные:
- Установка пламегасителей и механический вынос кислородных датчиков.
- Подача обманных сигналов вместо положенных 0,5 вольта от лямбд.
Однако наиболее верным решением является так называемый чип тюнинг. ЭБУ перепрограммируется таким образом, что компьютер вообще не замечает нарушений в работе катализатора. Его можно даже удалить. Останется единственная неприятность – грязный выхлоп.